aleksandr_onyshchenko: (Default)
[personal profile] aleksandr_onyshchenko
Недавно провёл около месяца на одном фотосайте.
Просматривая чью-то работу, обратил внимание, что автор снимал при диафрагме 18.
На вопрос о том, что побудило выставить такое значение, последовал ожидаемый ответ: - Глубина резкости. Дальнейшее общение в комментариях мотивировало меня написать данную публикацию.

Как это обычно бывает, в процессе написания публикация начала жить своей, независимой от моих планов, жизнью. Один вопрос повлёк за собой второй, второй - третий...
В результате описал все основные вопросы, связанные с объективом при съёмке пейзажа. Отсюда и название.

Есть некие постулаты, которые многими начинающими принимаются априори.
Однако все они не универсальны, и бездумное им следование не помогает, а, зачастую, препятствует получению оптимального результата.

Потусовавшись на форумах, почти каждый начинающий пейзажист уверен, что для получения шедевров:

1. пейзаж снимают на максимально закрытых диафрагмах, т.к. это обеспечивает максимальную глубину резкости (ГРИП);
2. пейзаж снимают фиксами, т.к. зуммы дают худшее качество картинки. При необходимости - кадрируют "ногами", т.е. либо приближаются, либо отдаляются от снимаемой локации.
3. пейзаж снимают широкоугольной оптикой (малые фокусные расстояния), т.к. телевик "сжимает" перспективу, что лишает картинку визуальной глубины (делает её плоской).

Давайте рассмотрим все эти утверждения в их взаимосвязи.
А сделаем это на примере моего пейзажа, хорошо знакомого всем, посещавшим пейзажный мастеркласс.

рис. 1.
01


Данный снимок снят на камеру Nikon D200 (кроп-фактор 1,5), Nikkor 70-200/2.8. Фокусное 70 мм (105 мм в пересчёте на полный кадр). Диафрагма 4,5
Легко заметить, что эти параметры противоречат вышеприведенным постулатам.
Возникает вопрос, почему я, снимая данный конкретный кадр, выбрал именно их?

При съёмке пейзажей ГРИП является одним из важнейших параметров. Как бы ни был хорош сюжет, если он передан не резко, снимок пойдёт в корзину. (Сознательно не рассматриваю некие особые кадры, в которых нерезкость сюжетно оправдана).
Величина ГРИП зависит от диафрагмы, фокусного расстояния и дистанции, на которую сфокусирована камера.

Конкретно:
- чем сильнее прикрыта диафрагма (отверстие меньше, диафрагменное число больше) - тем ГРИП больше. И наоборот.
- чем меньше фокусное расстояние - тем ГРИП больше. И наоборот.
- чем больше дистанция фокусировки - тем ГРИП больше. И наоборот.

Наглядно представить все эти зависимости поможет прекрасный наглядный калькулятор ГРИП, имеющий подробное описание. Я не рекомендую использовать его для вычисления конкретных цифр касательно ГРИП.
Гораздо важнее возможность, изменяя значения перечисленных параметров, наглядно увидеть соответствующие изменения ГРИП. При этом дистанцию фокусировки можно изменять, перетаскивая человечка мышью. Потратив небольшое время, вы легко уясните, как именно и от чего зависит величина ГРИП и расположение её ближней и дальней границ.

Рассмотрим первый вышеупомянутый постулат: пейзаж снимают на максимально закрытых диафрагмах, т.к. это обеспечивает максимальную глубину резкости (ГРИП).
Как видно из рисунка 2, действительно, при прикрытии диафрагмы ГРИП увеличивается:

рис. 2.
02

Значит ли это, что пейзажист, выйдя из дома, должен прикрыть её до максимума, и больше не трогать в течение всей съёмки? Разумеется, нет!

Ибо ГРИП - важный параметр пейзажа, но не единственный. Для получения качественных снимков, допускающих не только WEB-демонстрацию на форумах, но и печать больших форматов, не менее важна передача мелких деталей пейзажа.
Она, в свою очередь, определяется т.н. разрешающей способностью объектива, т.е. способностью передавать раздельно максимальное количество деталей на каждый миллиметр изображения (MTF).

Разрешающая способность тоже зависит от диафрагмы. Но, в отличие от ГРИП, она достигает максимума, когда диафрагма прикрыта на 2 - 3 стопа относительно максимально открытого положения.

Уточнить эту зависимость для вашей оптики можно на специализированных ресурсах, одним из которых является сайт Photozone.

На рис. 3 приведен взятый оттуда график зависимости разрешения от диафрагмы для использованного мной объектива на фокусном 70 мм:

рис. 3.
03

Как видно, разрешение достигает максимума в диапазоне диафрагм от 4 до 5,6. Находясь на пленере, я, по памяти, выставил 4,5
Но ведь такая диафрагма, да ещё в сочетании с фокусным (105 мм на полном кадре), должна вызвать существенное уменьшение ГРИП, что сделает кадр нерезким!

Тут становится важной зависимость ГРИП от дистанции фокусировки (см. рис. 4):

рис. 4.
04

Для нашего пейзажа (рис. 5) характерно то, что наиболее близкие элементы сюжета находятся на удалении около 35 метров.

рис. 5.
05

Поэтому, сфокусировавшись чуть дальше, метров на 40, мы получим дальнюю границу ГРИП несколько меньше 100 метров.
Страшно ли это в нашем конкретном случае?
Любой знает, что, наблюдая деревья с расстояния метров 20, мы можем рассмотреть каждый отдельный листик.
Но на расстояниях, близких к 100 метрам, мы видим уже лишь некую детализацию, которая продолжает снижаться по мере удаления. Т.е. такое снижение резкости естественно для реальных пейзажей, и не вызывает ощущения нерезкости при визуальном восприятии снимка.

Дополнительное зажимание диафрагмы вызывает огрубление картинки. Топовый зумм в таких условиях даст картинку, весьма близкую к дешёвому "китовому". Вряд ли к этому стоит стремиться.

Перейдём к рассмотрению второго постулата: пейзаж снимают фиксами, т.к. зуммы дают худшее качество картинки.

Строго говоря, сейчас появились зуммы, которые не уступают фиксам соответствующего диапазона, а порой, и превосходят их. Например, Nikkor 14-24/2.8
Но это редкие, и весьма дорогие исключения. Как правило, фиксы действительно обеспечивают лучшее качество картинки.

Но пейзажи, зачастую, снимают на пересечённой местности. В нашем примере чрезвычайно важно то, что камера находится значительно выше сюжета (я снимал со склона, который не виден).
Именно верхняя точка съёмки позволяет сюжету "раскрыться" в полной мере.  Снимая зуммом, я легко скадрировал кадр.

Если бы у меня был набор фиксов, то, скорее всего, мне пришлось бы кадрировать "ногами".
Но приближаясь к сюжету, я, одновременно, терял бы высоту. А отдаляясь - оказался бы за гребнем склона.
В обоих случаях итоговая композиция была бы утрачена.

Предельным случаем подобного является съёмка в горах, находясь на краю пропасти, когда снимаемая локация находится за ней, либо на её дне.
Т.е. в общем случае, при съёмке пейзажей  кадрирование ногами невозможно. А следовательно, применение зуммов неизбежно.

Рассмотрим оставшийся третий постулат:  пейзаж снимают широкоугольной оптикой (малые фокусные расстояния), т.к. телевик "сжимает" перспективу, что лишает картинку визуальной глубины (делает её плоской).

Передача перспективы в снимках является критически важной. Мы живём в трёхмерном мире, и наше зрение бинокулярно. Это обеспечивает ощущение пространственной глубины сюжета.
Иное дело - рассмотрение плоского отпечатка или изображения на мониторе. Здесь ощущение глубины воссоздаётся за счёт геометрической и тональной перспективы.

Тональная перспектива выходит за пределы сегодняшнего рассмотрения. Остановимся на специфике передачи изображения объективами с разным фокусным расстоянием.
Широкоугольники "разделяют планы" значительно сильнее телевиков, что способствует подчёркиванию пространственной протяжённости сюжета.

На рис. 6 приведены три снимка одной локации, снятые широкоугольником (слева), нормальным (около 50 мм) в центре, и телевиком (справа).
Во всех трёх случаях фотограф изменял расстояние до съёмки, стремясь сохранить неизменным  размер памятника на ПП.

Легко заметить, на сколько по-разному воспроизводится расстояние между памятником и домом на ЗП.
Широкоугольник увеличивает его, подчёркивая глубину сцены, а телевик - уменьшает, делая сцену плоской.

рис. 6.
06

Почему же я, имея при себе Nikkor 17-35/2,8, снимал на 70 мм (105 мм на полном кадре)?

Ответ прост: допустим, что я, стоя в той же точке, снял бы сюжет на широком угле. Разделение планов при этом улучшилось бы.
Но сам сюжет был бы "убит" наповал: в кадр попало бы много лишнего: "замусоренный" растениями склон, совершенно невыразительное небо и т.п.
А то, что нас так привлекает: живописные группы кустов и отдельные деревья, пласт тумана, подсвеченный контровым солнцем, стали бы очень мелкими. Живописный задний план стал бы и вовсе крохотным.

Если же я попытался бы приблизиться, то потерял бы высоту точки съёмки. Кроме того, кусты на переднем плане стали бы неоправданно велики, и перекрыли бы всю красоту, что за ними.

Таким образом специфика снимаемой локации вынудила меня снимать на достаточно длинном фокусном, которое позволило одновременно убрать из кадра всё лишнее и сохранить высоту точки съёмки. Минусом подобного решения является визуальное снижение пространственной глубины. Это можно в какой-то степени компенсировать, подчеркнув при обработке тональную перспективу.

При съёмке иных, не пейзажных сюжетов, способность телевиков сжимать перспективу может быть использована для получения очень любопытных эффектов (см. рис. 7, фокусное 600 мм):

рис. 7.
07

Удалённые локации без ПП, как на рис. 8 (фокусное 50 мм на полном кадре, диафрагма 5), можно снимать, ориентируясь исключительно на максимальное разрешение объектива (см график на рис. 3) Не смотря на удалённость объектов и небольшое количество мегапикселов у Nikon D3, на который он снят, вполне различимы отдельные камыши на острове:

рис. 8.
08

Резюмируя изложенное: при съёмке пейзажа не следует закрывать диафрагму сильнее, чем это необходимо для обеспечения требуемой конкретным сюжетом ГРИП.
А сильнее всего приходится зажимать диафрагму там, где, помимо среднего и дальнего планов, сюжетно значимый объект находится непосредственно вблизи камеры.

Казалось бы, информации много, и её практическое применение будет весьма сложно.
На самом деле всё очень просто. Достаточно один раз разобраться, и затем некоторое время осознанно применять при съёмке.
Вскоре учёт этих факторов станет автоматическим и будет занимать несколько секунд.

Сложность заканчивается там, где начинается понимание!
Хороших вам кадров и да не бликуют ваши линзы!

(no subject)

Date: 2016-01-05 05:40 (UTC)
From: [identity profile] kondakoff.livejournal.com
Привет Саша!
Очень рад твоему новому посту по любимой теме.
За себя могу сказать, что снимаю пейзаж чаще широким углом, чем телевиком, чаще на диафрагме 8 или 11 чем на других.
Другой вопрос, куда наводится, снимая пейзаж, что важно, ПП и ЗП или только ПП, но тут нет однозначного ответа.
Чаще пользуюсь зуммом, потому как удобнее, и фиксов такого количества нет.
Были бы фиксы 15, 21, 24, 28, 35, 90, 135 снимал бы тем объективом, что лучше подходит для сюжета.
Но таскать такое количество стекол, на мой взгляд не разумно.
Если есть возможность, стараюсь использовать тяжелый штатив, если его нет, прижимаюсь к дереву, камню, стене.
Обязателен предподьем зеркала, тросик или автоспуск.
Дубли +1 -1 так же делаю, когда есть возможность, несмотря на хорошие сегодняшние матрицы.

Снимки твои очень нравятся, каждый раз любуюсь этими туманами.

(no subject)

Date: 2016-01-05 05:44 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
"Предподъём зеркала" - ты настоящий джедай, Саня!
Я тоже один раз по молодости пробовал :о)
Хотя, конечно, это правильно.
Edited Date: 2016-01-05 05:45 (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] kondakoff.livejournal.com - Date: 2016-01-05 05:46 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com - Date: 2016-01-05 05:50 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kondakoff.livejournal.com - Date: 2016-01-05 05:52 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sashykn.livejournal.com - Date: 2016-01-05 09:50 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lesnoybrodyaga.livejournal.com - Date: 2016-01-05 12:35 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sashykn.livejournal.com - Date: 2016-01-05 08:34 (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2016-01-08 08:11 (UTC)
From: [identity profile] solusrex.livejournal.com
А потом все это надоедает, и перестаешь таскать и тяжелый штатив, и линзы, а потом и зеркалку...

(no subject)

From: [identity profile] kondakoff.livejournal.com - Date: 2016-01-08 08:22 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com - Date: 2016-01-08 08:25 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kondakoff.livejournal.com - Date: 2016-01-08 08:37 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] solusrex.livejournal.com - Date: 2016-01-08 08:49 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com - Date: 2016-01-08 08:24 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] solusrex.livejournal.com - Date: 2016-01-08 08:57 (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2016-01-05 06:02 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
Последнее время мало писал в ЖЖ.
В этот раз заметил то, чего раньше не было.
Оба пейзажа в публикации 1400 пикс. по длинной стороне.
Когда я просматриваю пост в своей ленте, я их такими и вижу.

Но если зайти в пост, щёлкнув мышкой по его заголовку, снимки почему-то уменьшаются (см. фото)
Никто не подскажет, в чём дело?

(no subject)

Date: 2016-01-05 06:48 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
Последнее время мало писал в ЖЖ.
В этот раз заметил то, чего раньше не было.
Оба пейзажа в публикации 1400 пикс. по длинной стороне.
Когда я просматриваю пост в своей ленте, я их такими и вижу.

Но если зайти в пост, щёлкнув мышкой по его заголовку, снимки почему-то уменьшаются (см. фото)
Никто не подскажет, в чём дело?

(no subject)

Date: 2016-01-05 07:29 (UTC)
From: [identity profile] lx-photos.livejournal.com
http://alexcheban.livejournal.com/230064.html


ваши фотки больше размером, чем допускает выбранный стиль записей
для изменения:
стиль журнала - custom css

img, .img {max-width:1000px; }
Edited Date: 2016-01-05 07:30 (UTC)

(no subject)

Date: 2016-01-05 07:54 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
Спасибо. Просмотрел пост Чебана, но пока так и не понял, где и какие изменения внести, чтобы у всех фото выводились в оригинальном размере?

(no subject)

From: [identity profile] lx-photos.livejournal.com - Date: 2016-01-05 07:57 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sashykn.livejournal.com - Date: 2016-01-05 08:54 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com - Date: 2016-01-05 09:26 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sashykn.livejournal.com - Date: 2016-01-05 09:34 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com - Date: 2016-01-05 09:43 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sashykn.livejournal.com - Date: 2016-01-05 09:49 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] altair49.livejournal.com - Date: 2016-05-30 21:48 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com - Date: 2016-05-31 03:09 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sashykn.livejournal.com - Date: 2016-05-31 08:50 (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2016-01-05 07:45 (UTC)
From: [identity profile] yuhanson.livejournal.com
Спасибо! Интересная статья. Даже больше полезная, я бы сказал.

(no subject)

Date: 2016-01-05 07:50 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
Для того и писал :о)

(no subject)

Date: 2016-01-05 08:08 (UTC)
From: [identity profile] ramses59.livejournal.com
Спасибо, с интересом прочитал- очень доходчиво. Поделитесь еще чем-нибудь)).

(no subject)

Date: 2016-01-05 08:11 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
Я с удовольствием! Только вот вопрос - чем?
Подсказывайте :о)

(no subject)

From: [identity profile] for1207.livejournal.com - Date: 2016-01-05 09:44 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com - Date: 2016-01-05 09:45 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] for1207.livejournal.com - Date: 2016-01-05 09:54 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lesnoybrodyaga.livejournal.com - Date: 2016-01-05 12:41 (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2016-01-05 09:37 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
Я с удовольствием! Только вот вопрос - чем?
Подсказывайте :о)

(no subject)

From: [identity profile] ramses59.livejournal.com - Date: 2016-01-05 15:04 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com - Date: 2016-01-06 15:49 (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2016-01-05 11:07 (UTC)
From: [identity profile] lara-ugrin.livejournal.com
Незнаю, как у вас на 70-200 при диафрагме 5,6 все в резкости... я для себя опытным путем установила, что оптимально 7,1-9 для отдаленного пейзажа, если более открытая, то что-то уже обязательно выпадает... А так вообще очень хороший материал, спасибо :)
Edited Date: 2016-01-05 11:08 (UTC)

(no subject)

Date: 2016-01-05 11:23 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
Вот ещё картинка на 4,5 Правда, объектив 24-70/2,8 Nikon D3
Есть претензии к резкости и детализации?

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10208412102164706&set=a.1650603789545.87650.1370515517&type=3&theater
Edited Date: 2016-01-05 11:24 (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] lara-ugrin.livejournal.com - Date: 2016-01-05 11:33 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lesnoybrodyaga.livejournal.com - Date: 2016-01-05 12:44 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lara-ugrin.livejournal.com - Date: 2016-01-05 20:29 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lesnoybrodyaga.livejournal.com - Date: 2016-01-05 21:06 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com - Date: 2016-01-06 15:54 (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2016-01-05 16:28 (UTC)
From: [identity profile] 1rdee.livejournal.com
Спасибо. Познавательно!

(no subject)

Date: 2016-01-06 15:55 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
Значит - получилось :о)

(no subject)

Date: 2016-01-05 19:34 (UTC)
From: [identity profile] anderver.livejournal.com
Олімпус непогану функцію в свої камери почав вбудовувати - Focus bracketing)

http://kroupski.pro/reviews/olympus-om-d-e-m10-mark-ii/p5-focus-bkt/



(no subject)

Date: 2016-01-06 15:55 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
Многие, особенно макрушники, давно такое делали, но вручную.
Для пейзажа не вижу особого смысла.

(no subject)

From: [identity profile] anderver.livejournal.com - Date: 2016-01-08 21:46 (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2016-01-06 19:55 (UTC)
From: [identity profile] zarajsky.livejournal.com
Хорошая статья.
Если вы не против утащу к себе :))

(no subject)

Date: 2016-01-07 05:48 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
Привет, Саша! Буду только рад :о)

(no subject)

Date: 2016-01-07 07:20 (UTC)
From: [identity profile] klimovs-travels.livejournal.com
Спасибо за статью, информация про диафрагму была для меня очень полезной

(no subject)

Date: 2016-01-07 07:22 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
Спасибо форуму. Благодаря ему я понял, насколько много снимающих не учитывают этого.
А вам - за отзыв :о)

(no subject)

Date: 2016-05-21 10:23 (UTC)
From: [identity profile] egorsha.livejournal.com
Спасибо Александр!
С вашего позволения, "замагничу" у себя...как памятку....

(no subject)

Date: 2016-05-27 16:47 (UTC)
From: [identity profile] awo-onyshchenko.livejournal.com
Пожалуйста.
Для того и написано.

(no subject)

Date: 2016-06-22 12:37 (UTC)
From: [identity profile] mgaclock.livejournal.com
В целом в статье все верно написано.
Мои несколько комментариев:
"Т.е. в общем случае, при съёмке пейзажей кадрирование ногами невозможно. А следовательно, применение зуммов неизбежно." - От проблемы кадрирования ногами можно достаточно просто уйти путем съемки панорам из нескольких кадров. Современные алгоритмы сшивки позволяют достаточно легко получить панораму, снятую с рук без заморочек с нодальной точкой. Например, моя связка в вылазке налегке: полнокадровая камера + фикс на 35мм. Такой подход позволяет снять очень многое.
Кроме того, у многих даже упомянутых Вами зумов (например AF-S 24-70 f/2.8) есть проблема стойкости к контровому свету (зайцы, потеря контраста). У многих фиксов с этим все проще.

Profile

aleksandr_onyshchenko: (Default)aleksandr_onyshchenko

July 2017

M T W T F S S
     12
345 6789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 00:34
Powered by Dreamwidth Studios